«Куклы тоже... буквы», Московская правда, 18.11.2009

31мая 2010 года заканчивается срок временной «регистрации» в самом центре российской столицы сразу у трех Городничих, трех Чичиковых, трех Хлестаковых и судьи Ляпкина-Тяпкина.

А пока они снимают угол в Мраморном зале Политехнического музея. Выбор жилья продиктован отнюдь не аппетитами «понаехавших», а количеством «квартирантов»: шесть десятков гоголевских персонажей переехали не по своей воле, однако и не по казенной надобности - их пригласили по случаю 200-летия со дня рождения Николая Васильевича. Нынешняя экспозиция была задумана много лет назад главным художником «Галереи Анастасии Чижовой» - мэтром музейной куклы Олиной Вентцель. Увы, до реализации своей мечты Олина Дмитриевна не дожила - два года назад ее не стало, и командовать размещением кукол поручили Владимиру Михайловичу Лыкову (было время, они с Вентцель даже работали в одной мастерской). Он знает, кому из постояльцев какой интерьер по нраву и чину, кому какой сосед, еще и потому, что работал главным художником студии литературно-драматических программ телекомпании «Останкино», а сейчас преподает в Гуманитарном институте телевидения и радио мастерство художника-постановщика.

Можно сказать, что в Политехническом он дает открытый урок - здесь маэстро руководил необычным строительством: тут возводились объемные белые декорации. В этом рукотворном бумажно-картонном Петербурге и сосуществуют гоголевские персонажи. Фарфоровые, созданные Олиной Вентцель, прибыли из «Галереи Анастасии Чижовой», театральные - из музея Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова. А еще в экспозиции представлена мягкая скульптура Екатерины Беклешовой. Удивительное сообщество, сочетание и «сопротивление» характеров, фактур. Они каким-то странным образом взаимодействуют между собой и влияют на публику всей честной компанией. Кажется, эта публика вместе с Городничим требует: «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» Но судья держится особняком: этому «вольнодумцу» трудно найти ровню - он ведь «должен всегда сохранять в лице своем значительную мину»...

Художник Лыков не зря разместил шесть десятков этих «граждан» на белом фоне, ведь это - цвет книжной страницы, где вместо текста - куклы. А колонны тут, кажется, падают, и коляска взобралась на крышу дома - вместе с Дамой, приятной во всех отношениях... У Николая Васильевича о такой динамике не сказано, однако через весь этот сопромат лучше понимаешь то, о чем рассказывает Гоголь. Через кукол - к текстам... Великолепная идея, достойное воплощение! Спешите видеть и насладиться!